ВВЕДЕ́НСКИЙ Ал-др. Ив. (1904-41 (?)) - поэт. Род. в Пб., там же в 1921 окончил г-зию (с ним учились Л. С. Липавский и Я. С. Друскин, впоследствии входившие вместе с В. в гр. "Чинари"), где рус. лит-ру преподавал Л. В. Георг, увлекший учеников рус. фольклором, особенно заговорами и смеховыми жанрами. Поступил на юрид. фак-т, затем на кит. отделение вост. фак-та ун-та, вскоре оставил учебу. В 20-е гг. испытывает сильное влияние футуризма, много общаясь и с поэтами др. направлений (напр. с Н. А. Клюевым и М. А. Кузминым). В 1925 В. знакомится с Д. Хармсом, общение с к-рым в значит. степени повлияло на поэзию В. Вместе с Хармсом стоит у истоков неск. лит. группировок (в т. ч. ОБЭРИУ - Объединения Реального Иск-ва). Ранние стих. В. характеризуются бессюжетностью, обращением к зауми, фонетич. и графич. экспериментированием ("10 стихотворений" (1924)). Впоследствии осн. тенденцией творчества В. становится ориентация на семантич. эксперимент, иссл. свойств языка с помощью поэтич. текстов ("Значенье моря" (1930), "Кругом возможно Бог" (1931), "Четыре описания" (1931-34), "Некоторое количество разговоров" (1936-37) и др.). В 1938 написана пьеса "Елка у Ивановых", во мн. предвосхитившая приемы и положения совр. т-ра абсурда. В. дважды подвергался аресту в дек. 1931 (вместе с др. поэтами-обэриутами) по обвинению в соч. и распространении антисов. произв. (освобожден в марте 1932 без права проживания в 16 городах), вторично - в сент. 1941 в Харькове. Погиб на этапе. Точная дата и причины смерти неизв. Сохранившиеся произв. В. изданы в: Полн. собр. произв. В 2 т. 1993.
-----------------------------------
ВВЕДЕ́НСКИЙ Ал-др Ив. (1856-1925) - философ и педагог. Окончил ист.-филол. ф-т Моск. ун-та. С 1890 - проф. философии в Петерб. ун-те; пред. Пб. филос. об-ва (1897-1921). Последоват. кантианство В. (к-рое он сам называл "логицизмом") вытекало из Его убеждения в коренном ("родовом") различии знания и веры: "Никто не может, считая к.-л. мысль знанием, в то же время считать ее безумием", тогда как вера (христ.) требует "быть безумным, чтобы стать мудрым" (Тертуллиан). Центр. место в христ-ве, по В., занимает вера в личность Христа и в его воскресение. В. одним из первых обратил внимание на отсутствие в творчестве Вл. Соловьева ясной идеи личного Бога и указал на пантеизм Б. Спинозы как на источник этой неясности. Данное В. "русское доказательство невозможности метафизики в виде знания" осн. на положении, что "об истинном бытии мы ничего не знаем, кроме невозможности знания о нем". Однако метафизика возможна в виде "морально обосн. веры", и если мы не хотим считать требования нравств. долга иллюзией, мы должны верить в существование Бога, личное бессмертие и свободу воли. Признание одушевленности др. людей (не данной в самонаблюдении) также является актом веры ввиду отсутствия "объективных признаков одушевленности". По замечанию В. В. Зеньковского, в творчестве В. ощущается "биение пульса живого сердца под узким мундиром критицизма", для него характерна острая пост. филос. проблем в форме "вызова на спор", обращ. к современникам. В последние годы жизни В. резко выступил против претензий "воинств. атеизма" на научность, признав при этом, что наряду с "моральной верой" существует и "интуитивная вера", осн. на непосредств. восприятии бытия Бога.
Соч.: Филос. очерки. СПб., 1901. Вып. 1, О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892, Логика как ч. теории познания. Пг., 1917, Психология без всякой метафизики. Пг., 1917.